www.78stroy.ru  / Пресса / 2004 / Положи на место! lskgranit.ru/ "Ленстройкомплектация" | www.6543210.ru/ "Ленстройтрест"
На главную Поиск по сайту Написать письмо
Новости
О компании
Строительство
Производство
строительных материалов
Пресса
"МастерОК"
Раскрытие информации
Темы дня
2013
 
2012
 
2011
 
2010
 
2009
 
2008
 
2007
 
2006
 
2005
 
2004
 
2003
 
2014
 
2015
 


С какой целью вы зашли на сайт ПО "Ленстройматериалы"?
Вы можете выбрать максимум 4 варианта
1. Получить информацию о руководстве компании
2. Узнать контактную информацию
3. Ознакомиться с продукцией и предоставляемыми услугами
4. Найти вакансию
5. Узнать новости



 


Привлекательный работодатель12312



2004

Положи на место!

Путеводители утверждают, что Петербург - город ста островов, четырехсот мостов или, скажем, двухсот музеев. Мы опишем наш город попроще: Санкт-Петербург - это город 400 тысяч колодезных люков.

Но с каждым годом все большее количество городских люков лишается своих крышек.

Кто и зачем обкрадывает петербургские люки?

Проблема внезапного исчезновения крышек серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. В минувшем году на петербургских трассах и во дворах только работникам ГУП "Водоканал" пришлось заново устанавливать две тысячи крышек люков и четыре с половиной тысячи колодезных колец. Теоретически две тысячи незакрытых люков - это пять потенциальных несчастных случаев ежедневно, а практическая статистика неизвестна даже чиновникам городской администрации.

С последней жертвой такого несчастного случая мы повстречались на прошлой неделе: водитель "восьмерки" бухгалтер Игорь Небесов остался жив, но разбил свою машину вдребезги:

- Я ехал с работы по Малоохтинскому проспекту, было уже достаточно сумрачно. Перед въездом на виадук я притормозил, потом начал набирать скорость, успел набрать где-то километров 50, как почувствовал сильный удар. Я влетел в открытый люк сначала передним правым колесом, потом задним, начал движение правым боком вперед, закончил его левым, пролетев в итоге метров сто. Мне очень повезло, что на дороге по соседству не было машин и я никого не задел. В противном случае авария была бы еще более страшной - ведь моя машина кувыркалась по трассе, будучи абсолютно неуправляемой.

- Принадлежность люка была установлена?

- Да, на место явились сотрудники ГИБДД, составили акт о том, что причиной аварии стал незакрытый люк, принадлежащий "Водоканалу". Туда позвонили, и на место немедленно выехали их сотрудники - они закрыли люк, но никаких комментариев я от них не добился. Мне уже посчитали сумму ущерба, почти $2500, но я еще не решил, буду ли я с ними судиться или решим вопрос мирным путем. Поскольку их виновность очевидна, я не думаю, что в суде у меня будут проблемы.

 

Почему крышки плохо лежат?

Рекламная акция от скупщиков черного металла могла бы выглядеть так - собери 15 крышек от канализационных люков, принеси в скупку, и будет тебе счастье.

Специалистов "Водоканала" подобная практика приводит в неописуемую ярость, но они пока не могут решить проблему - их комментарии ограничиваются лишь констатацией масштабов эпидемии, охватившей город за последние несколько месяцев.

При этом убытки "Водоканала" не ограничиваются покупкой новых крышек или выплатой компенсаций пострадавшим в несчастных случаях горожанам. Как правило, после исчезновения крышки люк тоже приходится менять - разбиваясь об люки, транспорт разбивает и сами люки тоже. Только рабочие "Водоканала" ежегодно проводят примерно пять тысяч операций по замене разбитых люков, а ведь у нас еще есть люки "Ленэнерго", ГУП ТЭК, "Ленгаза". В результате хищение одной крышки номинальной стоимостью в 600-800 рублей может вылиться в многомиллионные убытки.

Потенциальных виновников вандализма представители коммунальных служб назвали нам не задумываясь. Александр Гаврилов, заместитель директора ГУП "Правобережный Водоканал", прямо указывает на пункты скупки черного металла, в которых чугунная крышка может быть оценена в $1-2, что вполне приемлемо для среднестатистического питерского бомжа:

- Источником опасности для люков является тяжелый автомобильный транспорт, который разбивает их. Влияют на сохранность и погодные условия, перепады температуры и прочее, но главной проблемой для нас сейчас являются кражи крышек. Их совершают охотники за металлом.

- Но разве законодательство не запрещает прием таких деталей в качестве металлолома?

- Запрещает, да что толку. Можно открыть колодец, взять крышку, разбить ломом и принести в скупку ее куски. Надо вообще запретить покупку подобных деталей, даже если они повреждены.

- Жертвы несчастных случаев обвиняют "Водоканал" в безответственности.

- Мы делаем все, что возможно, - наши диспетчеры совершают регулярные обходы, но мы не можем дежурить у каждого люка - их 400 тысяч! Пользуясь случаем, прошу горожан в случае обнаружения деформированных или открытых люков немедленно звонить нашим диспетчерам на "горячую линию" по телефону 305-09-09. Даже если это не наш люк, мы найдем ответственную организацию и сообщим о проблеме. Туда же следует звонить, если вы заметите лиц, ворующих крышки.

 

Ищи-свищи

Версий о том, кто именно ворует в Петербурге крышки люков, существует великое множество. Это могут быть строители, дворники, бомжи и даже коллекционеры - есть, оказывается, и такое хобби.

На сайте "Бродячая камера" мы нашли десятки фотографий действительно занятных крышек люков, которые можно обнаружить в Санкт-Петербурге, а на национальном сайте коллекционеров нашли целый форум, где обсуждаются тонкости умыкания интересных люков в домашнюю коллекцию. Однако коллекционерам навряд ли нужны типовые крышки - а именно их в большинстве случаев и похищают злоумышленники.

В службе безопасности "Водоканала" нам сообщили о наличии в городе организованных преступных групп, специализирующихся на таких хищениях.

Борис НОСОВ, сотрудник службы безопасности ГУП "Правобережный Водоканал", задерживал похитителей:

- По нашим данным, в серии последних краж виноваты вовсе не бомжи. Раньше да, мы задерживали на месте преступления бомжей, отбирали у них крышки, а самих бомжей отпускали - как их накажешь, только наорешь, и все.

- За последнее время что-то изменилось?

- Да, ситуация изменилась кардинально - у меня на сегодняшний день имеется, скажем, служебная записка диспетчера, который сообщает о том, что 10-го числа этого месяца на Гданьской улице была снята крышка люка и погружена в автомобиль. Также этот автомобиль был замечен на Гаврской улице, и буквально за две недели было снято таких крышек с колодцев 11 люков. В списке есть Сердобольская улица, Ланское шоссе, то есть люди специально объезжали территорию и воровали то, что им было нужно.

Примечательно, что виновных в массовых хищениях городской собственности и вандализме разыскивают исключительно частные службы безопасности пострадавших организаций. Во всяком случае, начальник юридического отдела ГУП "Правобережный Водоканал" Антон НИКИФОРОВ крайне резко прокомментировал роль правоохранительных органов в расследовании хищений:

- Что касается правоохранительных органов, нам бы очень хотелось получить от них не какого-то повышенного внимания, а добиться хотя бы выполнения элементарных обязанностей. Мы постоянно получаем от них отказы в возбуждении уголовных дел даже по фактам массовых краж крышек люков. Причем они прямо нам говорят, что у них "нет времени заниматься такой ерундой".

- Конкретные примеры привести можете?

- Да сколько угодно. Вот ко мне буквально вчера поступила информация по факту хищения 11 крышек люков. Занимается этим 36-й отдел милиции, ответственный - Ткачук Олег Геннадиевич. Когда наш представитель приехал в отдел, ему было отказано в принятии заявления. Сослались на то, что нам нанесен малый ущерб и речь идет об административном нарушении. Но что значит "малый ущерб"? Помимо прямого ущерба почти в 10 тысяч рублей - стоимости 11 крышек, - мы вынуждены заниматься ремонтом открытых люков, разбираться с исками местных граждан, платить штрафы - это все стоит сотни тысяч рублей, это что, малый ущерб? Кроме того, даже если речь идет об административной ответственности, это не означает, что кражу не надо расследовать. Но ведь они ничего не делают!

 

С приветом от депутатов Госдумы

Разумеется, мы побывали в 36-м отделе милиции, и там нам подтвердили, что кражи крышек люков в рамках уголовного производства расследоваться не будут.

Увы, мы смогли получить лишь неофициальный комментарий - и.о. начальника Выборгского РУВД Юрий Куксов запретил начальнику 36-го отдела милиции разговаривать на эту тему с журналистами, хотя мы получили официальное разрешение на комментарий в пресс-службе ГУВД.

Владимир РЖЕУТСКИИ, начальник 36 о/м, нашел причину низкой активности своих подчиненных в неадекватном законодательстве:

- У нас, по нашему району, эта тема неактуальна. Во-первых, у меня было хищение четырех люков, а не одиннадцати - остальные семь в других районах похищены. А во-вторых, считайте - 4 люка по 600 рублей - это 2400. А по закону чтобы мы могли возбудить уголовное дело в отношении кражи в госорганизации, ущерб от хищения должен составить свыше 500 МРОТов. Конечно, в "Водоканале" этим недовольны, но мы-то здесь при чем - мы исполняем законы, которые пишут депутаты.

- А если бы крышки принадлежали частному лицу?

- Тогда ущерб должен быть свыше 5 МРОТов - 2500 рублей.

- А разве эти идиотские нормы не отменили еще в прошлом году? Мы в свое время разговаривали с автором поправок в УК РФ и КоАП Еленой Мизулиной, тогдашней главой Комитета ГД по законодательству, и она поклялась нам, что депутаты внесли изменения в эти кодексы с тем, чтобы милиция могла привлекать к ответственности карманников и иных мелких воров.

- Ничего подобного не произошло, хотя и милиция, и простые граждане потерпевшие второй год волками воют - ведь невозможно стало наказать жуликов, пока они не украдут на указанные депутатами суммы, причем за один раз. Карманник сейчас крадет две тысячи рублей, и даже при изобличении с поличным ему ничего не будет. А чтобы мы могли уголовное дело по краже люков возбудить, надо жуликам за один раз украсть целый "КамАЗ". Все, что меньше, не имеет судебной перспективы - административное наказание за мелкую кражу - это штраф, а его попробуй еще получи.

- А если жулика ловят несколько раз по мелочи, можно возбудить уголовное дело за рецидив?

- Теперь нельзя. Гуманисты-депутаты и здесь помогли жуликам, отменив само понятие рецидива - сегодня для суда не имеет значения, сколько ты совершил правонарушений ранее, хоть каждый день ходи по улице и воруй, главное, чтобы по мелочи.

- Хорошо, но где хотя бы административные приводы жуликов? Вы, говорят, вообще не ведете расследование.

- Вас дезинформировали. Мы нашли машину, на которую указывали свидетели хищений. Вызвали хозяина, а он говорит, что ни в чем не виноват и впервые слышит о каких-то крышках. Опровергнуть его слова мы не можем - свидетели тоже люди, могли ошибиться. Что мы еще можем сделать - к каждому люку милиционера поставить? У нас и так некомплект личного состава. Кроме того, в районе хватает серьезных преступлений, которые надо оперативно расследовать, а вы тут с какими-то люками носитесь.

 

Мы - не они, они - не мы

К хищениям петербургских люков могли быть причастны подрядчики строительных организаций, желающие сэкономить на благоустройстве вверенной им территории - при строительстве одного жилого дома может понадобиться до 30 люков. Но эту версию специалисты откровенно высмеяли. Сергей ШИЛОВ, заместитель директора ОАО "Ленстройтрест", называет подобное предположение абсолютно несерьезным:

- Ни один строитель не станет зарабатывать на такой ерунде, как кража крышек люков.

Стоимость этих крышек, самых дорогих, максимум $30, то есть при строительстве жилого дома стоимостью $5 млн можно будет сэкономить аж $900. Это смешно, особенно учитывая проблему организации таких хищений и доставки ворованного груза на стройплощадку. Кстати, у нас на стройплощадках эти люки штабелями лежат, ждут своего часа - они устанавливаются по завершении строительства, когда мы начинаем благоустройство территории.

Мы обсуждали со специалистами и третий вариант - хищения люков сотрудниками ЖЭСов, чтобы прикрыть дырки на подведомственной территории чужими крышками. Но эта версия не объясняет первоначальную причину исчезновения крышек.

По ходу нашего расследования у нас сложилось стойкое впечатление - крышки петербургских люков могут исчезать только в одном направлении пунктов скупки лома черного металла.

Примечательно, что ни один руководитель из сотен петербургских организаций, занимающихся скупкой лома, не согласился дать нам официальный комментарий ситуации. Все переговоры велись подчеркнуто неофициально, видео- и аудиозапись была прямо запрещена, и везде нам было сказано, что сами наши респонденты к скупкам люков не причастны, но конкуренты могут скупать люки и наверняка делают это, потому что это выгодный бизнес.

Все опрошенные там руководители при этом ссылались на Лицензионную палату СПб.

Лицензионная палата - та самая организация, сотрудники которой обязаны заниматься проверкой деятельности фирм - скупщиков лома у населения.

 

История одного комментария

Однако наши вопросы повергли руководство Лицензионной палаты в ступор. Нас даже отправили в Смольный за разрешением на это интервью. Вот как это выглядело: обратившись за комментарием проблемы в Лицензионную палату СПб, мы вышли на начальника отдела контроля за соблюдением лицензионных требований Александра Водовозова, который любезно согласился ответить на все наши вопросы.

С одной оговоркой - разрешение на интервью должно было дать информационно-аналитическое управление Лицензионной палаты. Позвонив начальнику этого управления господину Федотову, я услышал в ответ требование получить разрешение на это интервью непосредственно у начальника Лицензионной палаты госпожи Климовой. Вопрос, зачем Лицензионная палата содержит целое "информационное управление", если каждое интервью все равно требует согласования с начальником, там оставили без ответа.

Побеседовать с Мариной Климовой мне не удалось - спустя еще пару дней через секретаря Марины Владимировны мне было сообщено, что, "согласно новому распоряжению председателя Комитета по печати, интервью с сотрудниками Лицензионной палаты необходимо согласовывать лично с Аллой Маниловой".

После многодневных дозвонов в Смольный секретарь госпожи Маниловой наконец сообщила мне, что "никаких согласований журналистов с председателем Комитета по печати для получения интервью Лицензионной палате не требуется".

Сообщив эту радостную новость секретарю Марины Климовой, я узнал, что "начальник информационно-аналитического управления Лицензионной палаты Алексей Федотов в состоянии сам принять решение о согласовании интервью". Этим се и закончилось, ибо с тех пор Алексей Федотов стал совершенно недоступен для тех, для кого, вообще говоря, официально работает - представителей СМИ.

В результате у нас сложилось впечатление, что руководству Лицензионной палаты просто нечего сказать в ответ на обвинения в попустительстве незаконной скупки лома и это впечатление и поныне некому развеять.

 

Кто виноват и где крышки?

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", как и президентский указ "О дополнительных мерах по обеспечению безопасного функционирования важнейших отраслей экономики", разрешает заниматься скупкой металлического лома только лицензированным организациям, имеющим на балансе дорогостоящее оборудование для обработки металла и отвечающим массе иных требований, как-то: наличие соответствующих производственных площадей, обученного персонала и даже специальных весов для радиационного мониторинга, которые стоят почти $100 тысяч.

А региональные власти даже составили поименные списки предметов, которые разрешено принимать от частных лиц на металлолом, - крышек люков в этих списках, разумеется, нет.

Но запреты хороши там, где проверяют их исполнение.

Огромные кучи металлолома мы фотографировали с крыши пятнадцатиэтажного жилого дома, расположенного в районе Морского порта, - мы увидели там тысячи, если не десятки тысяч тонн металлических отходов. На территорию порта нас не пустила вооруженная охрана, зато туда регулярно пропускают контейнеры, груженные металлоломом со всего города.

По информации участников петербургского металлического рынка, три из четырех крупнейших городских скупщиков лома расположены в порту, и все три представляют в Петербурге иностранные металлургические фирмы. У нас нет информации, подтверждающей, что грузы этих фирм хоть раз проверялись специалистами Лицензионной палаты, местными чиновниками или сотрудниками правоохранительных органов.

Получается, что вот она, черная дыра Санкт-Петербурга. Это оттуда, из Морского порта, регулярно уплывают корабли, под завязку груженые ломом.

Но что находится в трюмах этих кораблей, действительно лом или краденые металлические детали, в том числе и крышки люков, знают только хозяева этих грузов. Больше в Петербурге, видимо, это никому знать не интересно.


«Час пик» N7
11 февраля 2004 года